MOUNT & MUSKET BATTALION
- И ГРЯНУЛ БОЙ!
"Полки ряды свои сомкнули. В кустах рассыпались стрелки. Катятся ядра,
свищут пули; Нависли хладные штыки." Эти, знакомые с детства строки из
бессмертной поэмы Пушкина "Полтава" могут послужить прекрасным эпиграфом
к моду, о котором пойдет речь. Основанный на движке
Warband, он переносит нас в совсем другую эпоху: наполеоновских
войн со всем их парадным блеском мундиров, изощренной тактики и героики.
Mount & Musket battalion - не первый и не
последний в нашей галерее модов. Мы писали и будем писать о других и,
надеемся, их еще будет много. Но о модах для мультиплея, а этот мод
создан именно для него и не имеет сингл-режима (разве что, по словам
разработчиков, в далеком будущем) - разговор особый. Их уже довольно
много, но только два из них пока собирают такие огромные аудитории,
когда в интернет-сражениях сходятся сотни бойцов. Об одном,
CRPG, мы вам уже рассказали. Теперь речь о его прямом
сопернике - Mount & Musket battalion. Хотя
соперничество это чисто условное, оно заключается только в огромной
популярности обоих модов, в остальном Mount & Musket
battalion совершенно оригинален и неповторим.
Если совсем коротко, то в нем пока 4 фракции,
воевавшие в эпоху Наполеона: Англия, Франция, Пруссия и Россия. Каждая фракция располагает
различными типами пехоты, кавалерии, и, как особый род войск -
артиллерией. Это пока единственный мод, когда артиллерия есть и
реализована на редкость удачно. Она реально наносит потери, а пушки можно наводить на
цель.
Вся униформа исторически точная, сделана по "Оспрею" и другим надежным
источникам, графика аккуратная и настолько красивая, насколько позволяет
оригинальное разрешение cамой
Warband (см. скриншоты русской фракции).
В ДЫМУ ОГОНЬ БЛЕСТЕЛ, ЗВУЧАЛ БУЛАТ...
Это,
если совсем коротко. А если заглянуть в саму суть мода, то тут нас ждет
множество сюрпризов. Даже если вы опытный
сетевой игрок в Warband, прирожденный
интернет-убийца, то тут вам многое придется постигать заново. Из прошлых
навыков вам пригодиться только конный бой, причем главным образом не на
пиках, а на саблях, и умение владеть "древковым" оружием, которое здесь
заменил штык. Но этого недостаточно, чтобы стать "героем арены". Защиты
на вас, кроме мундира, никакой нет. Разумеется, количество пуговиц на
нем никак не повлияет на вашу жизнь. Один решительный удар штыком - и ваш персонаж - покойник. Один
удар палаша или пики, мчащегося во весь опор всадника - и вы,
бездыханный, падаете на землю, украшая ее трупиком в красивой униформе.
А уж про прямое попадание мушкетной пули и говорить не приходится -
почти всегда сразу и наповал.
Однако, баланс поражения все таки не столь уж однозначный, иначе было бы
не интересно. Пуля, прилетевшая издалека, как правило только ранит, а не
убивает. Пистолетная почти всегда только ранит. Стрельба из
кавалерийского карабина очень неточная. Да и штык в рукопашной может ударить вскользь и, нередко, нужно
пронзить противника дважды, да еще прикладом садануть, прежде, чем он упадет. В одном кавалерийском
бою, играя прусским драгуном в поединке с английским кавалеристом, я
получил не менее трех ударов по лошади и два - по себе, но они не убили
ни коня, ни моего героя. Мне же со второго удара удалось выбить его из
седла.
Чуть большим запасом жизни обладают гренадеры (а также шотландцы и
немецкая гвардия).
Так что учиться вам придется двум вещам: как эффективно орудовать
штыком, саблей и как метко стрелять. При этом у штыкового боя своя
анимация и свои секреты. Вообще в моде много собственной анимации, что
придает ему колорит. Если падает убитый солдат, то видно, что падает он
от пули, а не от стрелы от арбалета. А удар штыком выглядит как удар
штыком, а не копьем.
ВЫ В КАКОМ ПОЛКУ СЛУЖИЛИ?
У
каждой фракции свои юниты и свои предпочтения при выборе, за какой род
войск вы намерены играть. Здесь, все не так, как в классической Warband,
где вы изначально выбираете себе оружие и доспехи. Доспехов, понятное
дело, здесь вообще нет, только униформа. Но и ее вы не выбираете. Вы
выбираете себе конкретное исторически существовавшее подразделение.
Например, если вы воюете за Англию, это может быть 33-й пехотный полк,
или Королевский Германский легион. Если за Францию, то 45-й или 84-й
линейный полк. Так же и с кавалерией. Попроще выбор у Пруссии, там полки
на выбор не именные, а самые обычные: линейная пехота или ландвер, хотя,
конечно, есть и гвардия.
Вот так и получается, что, записавшись в конкретный полк, вы и
попадаете на поле боя с тем оружием, которое
этому полку положено. При выборе заметна явная
лихорадка, с которой игроки стремятся "урвать" себе наиболее эффективный
юнит. Такие есть, особенно богата ими Англия. Именно поэтому она чаще и
выигрывает и туда прутся всевозможные кланы и любители воевать на
сильной стороне. У британцев, например, есть знаменитые "зеленые
стрелки", вооруженные нарезным оружием.
Именно в таком полку служил небезызвестный герой знаменитого сериала
"Приключения королевского стрелка Шарпа".
У Франции егерей и стрелков с винтовками вообще нет (про крайней мере в
той версии, по которой пишется обзор). Нет и вольтижеров. У Пруссии есть
егерь, не уступающий в меткости английским снайперам, но
почему-то его штуцер не имеет штыка, для защиты в ближнем бою бедному
парню дали маленький тесак, чуть больше столового ножа.
А вот зеленый британский стрелок не только меткий, но штык при нем. На
мой взгляд это самый сильный юнит в игре и во многом именно он
обеспечивает своей команде победу. У Англии же самая сильная кавалерия:
лучшие в моде лошади и длинные убойные палаши. Хотя, играя обычным пехотинцем, я,
бывало, убивал мчавшегося на меня во весь опор английского
конногвардейца, достаточно было вовремя нанести ему встречный удар
штыком.
ПУЛЯ ИЛИ ШТЫК?
Чтобы
соблюсти баланс, и это в целом удалось, разработчики мода ограничили
число престижных юнитов. Если успели "отхватить" себе егеря или или,
например, французского драгуна, который не только саблей может махать,
но и способен воевать как пехотинец, поскольку вооружен еще и карабином,
тогда вам повезло. Не успели - другого выбора нет, как идти в матушку
пехоту. Она - самая многочисленная и всегда доступна.
А у нее только одно сильное средство - штык. Пули из мушкетов
летят куда угодно, только не в цель. Убить противника наверняка можно,
лишь
выстрелив с достаточно близкого расстояния. На дальних дистанциях эффективны только
егеря. Обычная пехота мажет безбожно. Правда, бывает, что и мушкет иногда являет чудеса меткости, и
пуля, вдруг валит насмерть какого-нибудь бедолагу, стоящего аж на
другом конце поля битвы.
Штык, как правило, и решает исход боя. Если команда достаточно
сплоченная, то, для нее "огневая подготовка" лишь временная мера,
главное - подобраться к противнику для рукопашной. Тут, кстати, важен и
настрой - не раз видел, как, в общем-то хорошие игроки терялись и
проигрывали, когда их напористо и храбро атаковали в штыки. Лучшие бойцы
в рукопашной, это, конечно, гвардия, а у англичан - шотландцы. Все эти
ударные юниты имеют небольшое преимущество в скорости движений и
"жизненной силе".
Однако, многое зависит от карты. Они, кстати, очень разные. Есть и
открытые, где простор для конницы, а есть и окопы, и форты, и бой в
городе или на ферме, где много зданий. Вот тут-то, нередко, сражения
затягиваются - засевший в большом доме взвод не так-то легко выбить. Но
вообще-то расстрелять весь боезапас (30 патронов) за один раунд почти
невозможно, уж очень медленно заряжается кремневое оружие.
РУССКАЯ АРМИЯ ИЛИ ЧТО НОВОГО?
После выхода патча с
долгожданной русской
армией, игра в целом
заметно улучшилась.
Появилась не только
русская фракция. У
каждой армии теперь есть
барабанщик, горнист или
флейтист. Они играют,
как им и положено,
военную музыку:
барабанную дробь, марши
и проч.
И, как ни странно, хотя
это слабенькие юниты,
своего оружия нет, могут только подбирать его, ими очень
любят играть.
Сама же русская армия
получилась очень
колоритной. Обычная
пехота представлена
Симбирским пехотным
полком. Обычная пехота,
какой мы ее знаем по
фильмам и картинам и
историческим книгам.
Гвардия ( ее можно
набирать в очень
ограниченном числе) двух
видов: Павловский и
Лейб-гвардии
Преображенский полки.
Кавалерия трех типов:
гусары (самый, наверное,
красивый юнит в
ММ-моде), в форме
Сумского гусарского
полка, вооружен саблей;
драгуны в форме
Киевского драгунского
полка (сабля+ карабин);
Донские казаки (пика) и
- кавалергарды,
конногвардейцы.
Кроме того, есть
ополчение и
артиллерийская рота.
Русское ополчение - тоже
самый оригинальный юнит
в ММ-моде. Оригинален
хотя бы тем, что на поле
боя ополченец появляется
с оружием, которое
генерируется по типу
случайного выбора.
Это может быть и мушкет
со штыком (если повезет)
и пика, и топор, и даже
простые вилы. А к ним
вдобавок получаешь разбитую, с зазубренными краями, бутылку из под
водки. Ее можно метнуть во врага.
Не правда ли - очень
необычное, не без юмора, и исторически
точное техническое
решение.
Русская артиллерийская
команда, как в у всех
фракций, представлена
несколькими юнитами.
Вообще, артиллерия - это
подлинная изюминка мода.
До "русской" версии она
была статична, но для ее
полного обслуживания
пушки требовалась
команда из трех человек:
заряжающий, наводчик и
офицер. Все так и
осталось, но пушки
теперь... можно цеплять
к конной упряжке,
перевозить по полю и
устанавливать, где
хочешь (если карта и
рельеф позволяют). При
выстреле видно даже, как
ядро по пути к цели
врывает землю!
Ни в одно моде к
Warband и
Mount
& Blade такого
никому сделать не
удавалось!
Ну и последнее, что надо
добавить, артиллерия по
сравнению с прошлой
версией мода полностью
перерисована, а также
обрела новую анимацию:
орудия откатываются
назад при выстреле,
заряжающий прочищает
ствол банником, а сами
пушки обрели облик
артиллерии времен
Наполеоновских войн!
НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ НАДО ЗНАТЬ
Играя в мод Mount & Musket battalion, вам надо
знать некоторые важные детали.
Оружие убитых на поле боя поднимать можно, но нельзя брать себе два
ружья одновременно. Это категорически запрещено и карается баном. А вот
если вы, к примеру, улан, у которого нет огнестрельного оружия, а только
пика и сабля, то, потеряв лошадь, вы можете вооружиться мушкетом.
Если вы перешли в брод реку, то вы подмочите свой боезапас и у вас до
конца раунда останется только один выстрел, израсходовав который, вы не
сможете больше стрелять.
Важно также знать ключевые кнопки:
"Х" - переключение от стрельбы на рукопашный бой;
"Q" - присесть,
вести стрельбу с колена или заряжать, сидя на колене - так вы менее
уязвимы для огня противника.
Из пушек может стрелять только артиллерист. Для этого используется
клавиша "F". Но он стреляет не
прицельно, а куда изначально наведено орудие. Наводить пушки простой артиллерист не может, только сержант или
офицер. Для этого надо "навести" угол зрения на большое черное ядро,
которое лежит на зарядном ящике. (Действие, аналогичное, когда вы хотите
поднять лестницу в обычной Warband). Удерживая
"F", вы можете наводить пушку.
Разумеется, в настройках игры вы можете сами назначить себе более
удобные кнопки.
Некоторые юниты, например, егеря, имеют при себе не только оружие, а
инструмент. Если бросить его на землю, в этом месте мгновенно будут
построены рогатки (баррикада) непреодолимая для кавалерии и пехоты.
Правда, она разрушаема, враг может ее расколоть несколькими ударами.
Драгуны, у которых кроме сабли есть карабин, должны спешится, чтобы
перезарядить его. Сидя в седле, этого сделать нельзя.
Прокачки в игре нет. Это не RPG - мод. Исход боя только один - победа или поражение вашей
команды, а также число "килов" - сколько противников вы уложили. Деньги
и очки вы тоже не зарабатываете, ведь вы сражаетесь за Славу и Честь!
Ну и к недостаткам, конечно, можно отнести отсутствие русского сервера.
Впрочем, с появлением великолепно проработанной русской фракции, можно
ожидать большой приток в него наших соотечественников и появление
нашего, национального сервера.
УСТАНОВКА:
Мод устанавливается автоматически на английскую версию
Warband (версии 1.31 и 1.34). Скачайте ее с
официального сайта. Скачав оттуда "тестовую", как она
называется, версию, вы сразу введите в нее код для сетевой игры, который
напечатан на вашей коробке с игрой от 1С (надеемся, что вы все -
владельцы официальной русской локализованной версии). После введения
кода, игра станет уже не тестовой, а полноценной версией
Warband.
Затем ставим сам мод.
Важно: перед тем, как
играть, при запуске игры во всплывающем меню выберите опцию:
Configure, затем - Advanced
и установите флажок в окошке - Enable Edit Mode.
Там же в опции "Video"
должны стоять флажки в окошках:
Load Textures on Demand (обязательно), а также, как на этом
скриншоте:
Только затем стартуйте.
Важно:
После выхода русской версии мода ( с русской армией) изменился
интерфейс и панель входа в игру, у которой оказался сильный глюк. Чтобы
выбрать фракцию, оружие а также нажать кнопку Done
("выбор сделан"), нужно нажимать ЧУТЬ ПРАВЕЕ кнопок. Если кликать
прямо на кнопку, она не активируется
|